Витражные стекла: Витраж на стекле своими руками – Витраж на стекле своими руками

Содержание

Витраж. Виды и технологии стеклянных витражей

Витраж – декоративная композиция из стекла. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Все чаще создают витраж из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, витраж из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементном растворе. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, «ноздреватым», искрящимся; витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

Классический витраж рассчитан на естественное освещение. Солнечные лучи, преломляясь в прозрачных цветных стеклах, перерождают реальный свет в бесконечно меняющуюся на глазах субстанцию, сообщая всему пространству новое качество (рис. 1а).

Пример классического витража

Пример классического витража

Рис. 1a. Пример классического витража

Связь витража с архитектурой носит более опосредованный и менее однозначный характер уже потому, что представляет вполне самостоятельный ее элемент, а самый этот элемент, в свою очередь, акцентирует пространственно-строительные функции архитектуры.

Живописный витраж собирается из цветного стекла, расписанного керамическими красками с последующим обжигом отдельных деталей. К витражам со свинцовой арматурой относятся также контурные (силуэтные), узорчатые и комбинированные виды. Первые набираются из стеклянных дисков, напоминающих бутылочные донца, одноцветного или бесцветного стекла. Диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между которыми заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой. Узорчатые витражи собираются из кусков бесцветного стекла с офактуренной поверхностью. За счет различной фактуры (рифление, шероховатость, рельефность) создаются оригинальные композиции. Важную роль в формировании узора играют контуры свинцового обрамления. Комбинированные витражи создаются сочетанием различных техник исполнения.

В современных интерьерах появились витражи из сплошного стекла, на матовую поверхность которого наносится рисунок цветными силикатными карандашами с последующим обжигом стекла; витражи в виде диапозитивов, изготовленные при помощи фототехники, фотопечати или фотографирования на стекле. Пескоструйным способом и набором трафаретов можно получить любые изображения, надписи, силуэты, рельефы: матовые на прозрачном фоне, штриховой рисунок различной интенсивности на матовом фоне. Отлитые и прессованные витражи сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных его кусков, армированных свинцовой или медной пайкой, используются в качестве заполнения дверных филенок или внутренних перегородок. Эффектно смотрится витраж из толстого многослойного стекла, на котором изображение приобретает пространственную глубину. Декоративное остекление трудоемко и дорогостояще, однако, во всех отношениях является благородным и весьма благодатным материалом. Он не подвергается воздействию щелочей и кислот, выдерживает большие колебания температур, недоступен для грызунов и микроорганизмов, имеет отличные гидроизоляционные и акустические свойства.

Стекло сохраняет любую структуру и цвет; пропуская свет, оно перевоплощает внутреннее пространство. Витражи придают интерьеру камерность и уют. Главное художественное воздействие витража покоится на простом контрасте между фигурами и плоским фоном: бесцветным, золотым или синим. Создается своего рода отвлеченность от реальной действительности. Особенно велика абстрактно-символическая сила у золотого фона – блеском и таинственным мерцанием он утверждает абсолютное совершенство и постоянство. Часто фигуры выделяются на орнаментальностилизованном фоне. Однако, такой фон не следует понимать как реальную плоскость – занавес или ковер; это как бы бесконечная субстанция, из которой выступают только нужные художнику образы. Впечатление от цветного стекла меняется в зависимости от движения света. Это свойство еще более усиливается контурами свинцовой оправы: ее очертания отчасти совпадают с силуэтами фигур, отчасти же не имеют с ними ничего общего.

Над изображением или сквозь него проходит беспредметный орнамент красочных пятен, такой же чистый, абсолютный, как и озаряющий его свет. В витраже каждый стилистический элемент, рисунок, колорит выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он украшает плоскость, служит декоративным или экспрессивным целям, воплощает настроение, является элементом ритма. С другой стороны, те же элементы как бы отрицают плоскость, перестают быть реальностью, изображая близкое и далекое, тьму и свет, входят в мир воображаемого пространства и времени. Цвет, колорит и рисунок витража служат целью художественного образного выражения основной идеи произведения. Витраж не просто декорирует интерьер, он преображает его, сообщая всему пространству новое синтетическое качество. Витраж, являясь самостоятельным элементом, акцентирует пространственно-строительные функции архитектуры. Традиционное местоположение витража находится в местах соприкосновений интерьера и экстерьера.

Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение, может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты (рис 1б). Мозаичный набор используется как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром, перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

мозаичный витражмозаичный витражмозаичный витраж
мозаичный витраж

Рис 1б. Примеры мозаичного витража

Пескоструйный витраж – группа стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящийся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам (рис 1).

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж Пескоструйный витраж Пескоструйный витраж

Рис 1. Примеры пескоструйного витража

Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол (рис 2).

Наборный витраж

Наборный витраж Наборный витраж Наборный витраж

Рис 2. Примеры наборного витража

Фьюзинг – техника спекания стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи, становится однородным, вплавляясь друг в друга. Применяется для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении. Это относительно новая технология изготовления витража, берущая начало в 1990 году. Первый витраж в стиле Фьюзинг был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. Он продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы. Основой витража служит стеклянный лист (живописный холст), на котором при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла вырисовывается определенный рисунок. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой.

Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым, оставить отдельные участки плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимуществом является возможность создания абстрактного или акварельного рисунка. Стеклянная эмаль на прозрачной основе придает чистоту и яркость красок, ажурность графики. Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовления витражей (рис 3).

Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг

Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг Витражи, выполненные в стиле ФьюзингВитражи, выполненные в стиле Фьюзинг

Рис 3. Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг

Лаковый витраж чаще всего относят к фальшвитражам, выполняется он по следующей технологии: сначала составляется эскиз витража, который переносится на стекло, при этом используются специальные краски. Расписанный витраж обжигают в печи при температуре 700 оС. После затвердевания краски не разрушаются под действием ультрафиолетового излучения. Чаще всего оборотную сторону, на которую нанесены краски, закрывают дополнительным листом стекла (ри 1).

Лаковый витраж

Лаковый витраж

Ри 1. Примеры лакового витража

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов (ри 2).

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнение проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: декор подвесных потолков; разграничивающие пространство перегородки и ширмы; оформление плафонов и бра; вставки в мебель или столешницы; как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей. Используя технику росписи витражными красками, можно выполнить работу любой сложности и декорировать практически любую поверхность. Стекло для витража, изготовленного таким способом, может быть прозрачным или матовым, любого цвета и толщины. Стекло-основа будущего витража расписывается специальными витражными красками, не требующими обжига. Применение такой технологии не имеет ограничений по месту и сложности рисунка. Работы можно трогать руками. От времени они становятся прочнее, поскольку краска упрочняется еще долго после окончательного высыхания. Они не боятся влаги, холода, но, как и любые произведения искусства, требуют бережного обращения.

Расписной витраж

Расписной витраж Расписной витраж Расписной витраж

Ри 2. Примеры расписного витража

Травленый витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам (рис 6). Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния, являющимся основной составляющей силикатного стекла. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление производится специальными составами в несколько слоев, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, создающий рельеф на поверхности стекла. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится.

Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник (рис 7). Этот витраж, собирается из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными

краской из легкоплавкого стекла и оксидов металлов, которые затем обжигаются в печах. Краска вплавляется в стеклянную основу и составляет с ним единое целое.

Травленый витраж

Травленый витраж

Рис 6. Пример травленного витража

Свинцово-паечный (паечный) витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж

Рис 7. Пример свинцово-паечного (паечного) витража

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку (рис 8). Чтобы получить широкую фаску, усиливающий эффект от преломлений света, требуется более толстое стекло, что увеличивает массу витража. Поэтому готовые детали собирают в прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Фацетный витраж

Фацетный витраж

Рис 8. Пример фацетного витража

Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона (рис 9). В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Этот витраж позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж Комбинированный витраж Комбинированный витраж

Рис 9. Примеры комбинированного витража

Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу (рис 10). Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Кабошон

Кабошон КабошонКабошон

Рис 10. Примеры кабошона

Узор «Мороз» – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея, желатина или рыбьего клея на заранее запескоструенную, зацарапанную или протравленную поверхность (рис 11). При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Узор «Мороз» – фактура стекла

Узор «Мороз» – фактура стекла Узор «Мороз» – фактура стеклаУзор «Мороз» – фактура стекла

Рис 11. Примеры узора «Мороз»

Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом, обычно бесцветном, цельном изделии. Нацвет изготовляется при горячем формовании. Снятие этого слоя гравировкой, пескоструйной обработки или травлением позволяет получать контрастный, силуэтный рисунок, белый на цветном фоне или, наоборот, цветной на белом фоне.

Рюмочная плитка – специально изготовляемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ножки рюмки и деталь витража практически не отличаются (рис 12).

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой части из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится (рис 13).

Рюмочная плитка

Рюмочная плитка

Рис 12. Витраж, выполненный в силе рюмочная плитки

Эрклез

Эрклез ЭрклезЭрклез

Рис 13. Витражи, выполненные в стиле Эрклез

Бендинг – изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы (рис.44). Технология повторяет технологию фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Бендинг

Бендинг БендингБендинг

Рис 14. Витражи, выполненные в стиле бендинг

Шебеке (панджара) – ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами (рис 15).

Экспресс-витраж (пленочный витраж) – самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража (рис 16). Суть технологии довольно проста. На обычное стекло наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента. Витражные пленки поглощают до 90 % ультрафиолета, что помогает избежать развития такого заболевания как меланома (рак кожи). Окраска пленки производится вручную, при этом ни один лист не повторяется. Преимущества пленочного витража в красоте (в нем более 1100 цветовых оттенков) и в легкости. Пленочный витраж легко монтируется на изогнутое стекло.

Ультрафиолетовая склейка стекла. На стеклянную основу наносится рисунок из различных деколей, которые прикрепляются специальными клеевыми составами. Далее стекло с рисунком помещается под ультрафиолетовую лампу, под действием излучения которого клей затвердевает. Стекло с рисунком сверху закрывается дополнительным листом стекла (рис 17).

Технология триплекс – одна из самых ориентированных на заказчика технологий (рис 18). При этом используется выбранное заказчиком изображение, которое подвергается цифровой обработке, а потом наносится на специальную полимерную бумагу – лавсан. Далее бумага помещается между двумя листами стекла, на которые наносится клеевой состав. Полученную конструкцию опрессовывают, остатки клея удаляют.

Шебеке

Шебеке

Шебеке

Шебеке Шебеке Шебеке

Рис 15. Витражи, выполненные в стиле Шебеке

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготовлять объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными (рис 19).

пленочный витраж

пленочный витраж пленочный витражпленочный витраж

Рис 16. Примеры пленочного витража

ультрафиолетовая склейка стекла

ультрафиолетовая склейка стекла

Рис 17. Пример ультрафиолетовой склейки стекла

 

Витраж, выполненный технологией триплекс

Витраж, выполненный технологией триплекс

Рис 18. Витраж, выполненный технологией триплекс

Витражи, выполненные по технике Тиффани

Витражи, выполненные по технике Тиффани Витражи, выполненные по технике Тиффани Витражи, выполненные по технике Тиффани

Рис 19. Витражи, выполненные по технике Тиффани

Нарезанные по шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются оловянным припоем и тонируются специальными препаратами. Можно применять многослойное стекло, соединенное в отдельные фрагменты с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов меняется, чтобы усилить впечатление естественности возникшего объемного или пространственного эффекта. Однако от совмещения различных цветов, витражи получались тяжелыми, а иногда и непрозрачными. Самыми ходовыми изделиями фирмы Тиффани были абажуры для электрических ламп. Мозаичные абажуры Тиффани мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам модерна – нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление.

Живопись по стеклу – один из самых трудоемких видов витражного искусства (рис 20). От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и, следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Примеры живописи по стеклу

Примеры живописи по стеклу Примеры живописи по стеклуПримеры живописи по стеклу

Рис 20. Примеры живописи по стеклу

Витраж на латунной арматуре. В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Витраж в стиле ФЛОРА Украшение окружающей среды – такое же древнее искусство, как фольклор или музыка. Растительные орнаменты во все времена украшали одежды и жилище. В основе многих стилей лежит флористическая основа (рис 21).

Витражи, выполненные в стиле ФЛОРА

Витражи, выполненные в стиле ФЛОРА

Рис 21. Витражи, выполненные в стиле ФЛОРА

Следует также обратить внимание на один из самых прославленных памятников живописи на стекле XIII в. – ансамбль витражей в окнах Шартрского собора во Франции. Эта коллекция почти полностью сохранилась до наших дней. Собор украшают три огромных круглых окна, называемые в готической архитектуре «розами», из которых каждое имеет в диаметре 12 м. Кроме того, имеетс 17 таких же «роз» меньшего размера и 125 окон обычной формы. Этот монументальный ансамбль витражей отличается необычайным красочным богатством. Один из знаменитейших витражей Шартра – успение Богоматери (рис.52).

Заслуженной славой пользуются витражи собора Парижской Богоматери (рис 23). Великолепный ажурный переплет этих окон искусно вырезан из камня. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIX в. Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора Парижской Богоматери с поэтическим описанием кругов рая в «Божественной комедии» Данте.

Не менее знаменитым памятником витражного искусства XIII в. считается парижская церковь Сен-Шапель (святая капелла). Огромные, заполненные витражами окна ее образуют сплошные стеклянные стены, благодаря чему все помещение капеллы производит впечатление необыкновенной легкости и изящества. Витражи Сен-Шапель – подлинный шедевр декоративной живописи на стекле, как по краскам, так и по тонкости и сложности рисунка (рис 24).

Витраж Шартра – успение Богоматери

Витраж Шартра – успение Богоматери

Рис 22. Витраж Шартра – успение Богоматери

Витражи собора Парижской богоматери

Витражи собора Парижской богоматери Витражи собора Парижской богоматериВитражи собора Парижской богоматери

Рис 23. Витражи собора Парижской богоматери

Витражи парижской церкви Сен-Шапель

Витражи парижской церкви Сен-Шапель Витражи парижской церкви Сен-ШапельВитражи парижской церкви Сен-Шапель

Рис 24. Витражи парижской церкви Сен-Шапель

Просмотров: 799

Витражи на стекле своими руками

Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая картина способна украсить помещение, стать его акцентом, задать тон всему интерьеру. Но раньше изготовление витражей было делом трудоёмким и дорогим, современные же техники позволяют создавать шедевры на стекле самостоятельно.

Стили и техники

Стилей витражей существует множество, ведь сам витраж появился ещё в эпоху средневековья. Со временем он видоизменялся, отражая культуры разных стран и эпох, появление новых техник позволило разнообразить применяемые материалы. Сейчас для украшения помещений применяется несколько стилей.

  1. Классический. Предполагает симметричный рисунок, цветочные мотивы или геометрический узор. Выполняется в тёплых, пастельных тонах. Уместен в классическом интерьере с чёткими линиями, добротной, тяжёлой мебелью.
  2. Готический. Это стиль католических храмов средневековой Европы. Полумрак, устремлённость вверх узких стрельчатых окон и высоких башен со шпилями, тёмно-красный, алый, золотой, зелёный, синий, фиолетовый цвета. В нём используются религиозные мотивы или сцены из жизни средневековых рыцарей, замки, подвиги, драконы, единороги. Готический витраж придаст пространству налёт тайны, сказочности. Именно во времена средневековья были созданы наиболее известные витражи, признанные шедеврами.Витраж в готическом стиле

    Витраж в готическом стиле — сказка и тайна в вашем доме

  3. Модерн. Пожалуй, универсальный стиль для любого интерьера. Основные мотивы этого стиля — морские, идея — приоритет формы над содержанием. Этот стиль характеризуется плавными причудливыми линиями, так или иначе повторяющими форму морской волны, изящество, изысканность. Бледные, приглушённые цвета, полутона, сине-зелёная гамма. Модерн хорошо сочетается с современной техникой и прекрасно уживается с интерьером в стиле хай-тек.Витраж в стиле модерн

    Витраж в стиле модерн уместен в любом интерьере

  4. Абстрактный. Предполагает геометрический рисунок и яркие, радостные цвета. Не конфликтует почти ни с одним интерьером, за исключением самого ортодоксального. Вносит в пространство особую эмоциональность. В абстрактном витраже важно соблюсти баланс между формой и цветом и тогда он никогда не надоест, заряжая оптимизмом и побуждая к творчеству.Витраж в абстрактном стиле

    Витраж в абстрактном стиле подходит для любого интерьера и никогда не надоест

  5. Египетский. Неяркие картины в песочно-коричневой гамме. Рисунок воспроизводит египетские иероглифы, богов, фараонов и сцены из их жизни.
  6. Античный. Картины напоминают античную мозаику с древнегреческими сюжетами. Характерно присутствие множества мелких деталей. Подходят для помещений в минималистическом стиле.Витраж в античном стиле

    Витраж в античном стиле зачастую является законченным произведением

  7. Византийский. Отличает использование не только цветного, но и прозрачного стекла, отчего изображение кажется висящим в воздухе. Такие витражи напоминают роспись по стеклу, подходят для помещений, наполненных светом.Витраж в византийском стиле

    Применение прозрачного стекла в византийском стиле создаёт иллюзию парения рисунка в воздухе

  8. Авангард. Сюжет рисунка может быть любой. Но благодаря современным техникам исполнения, ему придаётся ощущение объёма. Изображение получается многослойным, с трёхмерными деталями, на прозрачном или матовом стекле, глянцевым, сияющим. Такой витраж задаёт тон всему помещению и делает его ультрамодным.Витраж в авангардном стиле

    Витраж в авангардном стиле может содержать объёмные детали

Витраж в интерьере создаёт мощный акцент, поэтому важно не ошибиться при выборе стиля. Он должен гармонировать с общей стилистикой помещения или задавать её. Тогда остальные предметы интерьера будут дополнять и обыгрывать его, не создавая диссонанса.

Декорировать витражом можно любую стеклянную или зеркальную поверхность. Это придаст интерьеру неповторимость, оригинальность и ощущение роскоши. Разместить витраж уместно в любом помещении.

Где разместить витраж в квартире

  1. Окна. Витраж придаст спальне ощущение уюта, а детской — сказочности. Витраж в окне можно использовать в качестве защиты от солнца, скрыть от посторонних глаз ванную, добавить праздничности и уюта на кухне.Витраж на балконном окне

    Цветочный рисунок на балконном окне создаст иллюзию загородного дома

  2. Двери. Декорировать можно как полностью стеклянные двери, так и стеклянные вставки. Рисунок лучше выполнить в одной стилистике на всех дверях.Витраж на вставках дверей

    Рисунок на всех дверях лучше выдерживать в одной стилистике

  3. Фальш-окна. Такая стеклянная картина снабжается подсветкой и часто устанавливается в ванных комнатах или на лестничных площадках.Фальш-окно

    Витражное окно поможет избежать ощущения замкнутого пространства и дополнительно украсит помещение

  4. Потолочные светильники. Большие стеклянные плафоны или акриловые вставки в потолок придадут интерьеру оригинальность.Потолочный витраж

    Готический интерьер украсит потолочный витраж

  5. Стеклянные перегородки. Они могут быть прозрачными и матовыми. Такие перегородки часто устанавливают между кухней и ванной или туалетом и ванной. Витраж пропускает свет, но не позволяет видеть происходящего за ним.Витражные перегородки

    Витраж — удачное решение для зонирования помещения

  6. Мебельные фасады, стеклянные столешницы. Декорирование мебели витражом — хороший способ придать ей индивидуальность. Даже старая мебель, украшенная витражом, смотрится дорого и роскошно.Мебель с витражами

    Витражные вставки уместны как для мебели в гостиной, так и для кухни

Несколько советов по выбору рисунка

  1. Как уже говорилось, сюжет рисунка должен соответствовать общей стилистике и атмосфере помещения.
  2. Тёмные тона и горизонтальные линии подходят для просторных комнат с высокими потолками, они визуально уменьшают пространство.Витраж в тёмных тонах

    Тёмные тона витража создают атмосферу таинственности, но зрительно уменьшают пространство

  3. Витраж на зеркале — хороший выбор для небольших помещений. Он создаст перспективу пространства и зрительно увеличит комнату.Витраж на зеркале

    Витраж на зеркале создаст ощущение перспективы и расширит маленькое помещение

  4. Изобилие ярких цветов и пёстрых изображений может со временем утомить. Учитывайте это при выборе орнамента.
  5. Для спальни и детской лучше выбирать спокойные светлые тона, располагающие к отдыху.Витражи в интерьере спальни

    Для спальни лучше предпочесть спокойные тона

  6. Кухню уместно украсить пейзажем или натюрмортом, ванную — морским сюжетом.Витраж с морским сюжетом

    Для ванной подойдут сюжеты с рыбками

Но не любой витраж можно выполнить самостоятельно. Различают несколько видов техники исполнения.

Виды техники

  1. Классическая или наборная. Самая сложная и древняя техника. Цветные стеклянные фрагменты вставляются в металлические рамки, собранные в рисунок и спаянные. Техника требует специального инструмента и навыков. Применяется для больших конструкций и только профессионалами.Витраж в классической технике

    Витраж в классический технике незаменим для больших площадей

  2. Английская или плёночная. Рисунок формируется на стекле из витражной самоклеящейся плёнки. Каждый фрагмент вырезается отдельно и приклеивается на место, определённое трафаретом. Наклеенные фрагменты обрамляются свинцовой лентой. При определённых навыках, такой витраж можно изготовить самостоятельно.
  3. Фьюзинг. Витраж изготавливается без металлического обрамления путём спекания разноцветных фрагментов в монолитный рисунок. Дома изготовить такой витраж невозможно, требуется специальная печь с высокой температурой.Фьюзинг

    Витраж в технике фьюзинг поражает яркостью красок и цельностью композиции

  4. Тиффани. Эта техника сходна с классической. Из цветного стекла вырезаются фрагменты узора, окаймляются медной лентой. Готовые элементы собираются в узор и спаиваются между собой. Для начинающих такая техника сложна, но её вполне можно освоить и использовать дома.Витраж Тиффани

    Витраж в технике Тиффани удачно заменяет классическую технику

  5. Пескоструйная. Заключается в обработке стекла по трафарету песком, подающимся под высоким давлением. Обработанные участки приобретают матовость, а рисунок — воздушность. В домашних условиях не применяется, требует специального оборудования.
  6. Литая. Каждый элемент отливается или выдувается из стекла отдельно. После этого фрагменты собираются в картину при помощи армирования или строительных растворов. В домашних условиях не применяется.
  7. Травление. Травлением плавиковой кислотой стекла создаются глубокие рельефные рисунки. Использование в домашних условиях этой сильной кислоты опасно для здоровья.
  8. Расписной витраж. Узор копируется на стекло и обводится контуром. После высыхания контура пустоты раскрашивают витражными красками.Расписной витраж

    В расписной технике можно создавать настоящие картины

  9. Контурная заливная. Как и при расписной технике, сначала готовится контур рисунка. После его высыхания пустоты заполняются красками толстым слоем. При необходимости краска разравнивается кисточкой или деревянной палочкой.Витраж в заливной технике

    Заливная техника наиболее удачно имитирует классические стили

Видео: изготовление английского плёночного витража своими руками

Наиболее доступны для самостоятельного изготовления расписной витраж и контурная заливная техники. Они не требуют специальных знаний, материалов и инструментов, и могут имитировать практически любую другую технику. Для изготовления таких витражей понадобятся только специальные краски, аккуратность и терпение.

Видео: витраж в технике Тиффани своими руками

Что понадобится для изготовления витража

Прежде чем приступить к работе, подготовьте всё необходимое. Для расписного и заливного витража понадобятся краски.

Краски

Используются специальные витражные или акриловые краски по стеклу. Все они имеют свои особенности.

Акриловые краски

В состав входят три основных компонента: пигмент, вода и акриловая полимерная эмульсия. Продаются в тубах или банках.

Акриловые краски для стекла

Акриловые краски продаются в баночках и тубах

Акриловые краски быстро сохнут, после чего становятся стойкими и упругими. После высыхания устойчивы к перепадам температур и влажности. Соскоблить высохшее покрытие очень сложно, как и удалить наждачной бумагой.

Создание витража акриловыми красками

Акриловые краски быстро сохнут, ими удобно работать дома

Цвет готового покрытия получается матовым, ярким. Он не подвержен выгоранию и не тускнеет со временем. Краски разных цветов можно смешивать между собой. Кисточка сразу после использования отмывается водой, для засохшей придётся использовать растворитель.

Витражные краски

Существуют двух видов: обжигаемые и необжигаемые. Обжигаемые после нанесения нагреваются в духовке, твердеют и становятся устойчивы к внешним воздействиям. Температура обжига указывается производителем на упаковке.

Витражные краски

Витражные краски могут быть обжигаемые и необжигаемые

Если краски не обжечь, через неделю они высохнут и затвердеют так же, как и при обжиге, но до этого момента есть риск их смазать. Краски на водной основе, поэтому ею и разводятся. Кисти также отмываются водой.

Необжигаемые краски высыхают от 1 до 3 дней в зависимости от производителя. Рисунок требует закрепления нанесением слоя нитролака.

Эти краски отличаются большей яркостью. Они более густые за счёт входящего в их состав синтетического растворителя. Хорошо ложатся, ими удобнее работать на вертикальных поверхностях.

Самодельные краски

Некоторые мастера предпочитают использовать и краски собственного производства. Их несложно изготовить самостоятельно из того, что продаётся в строительных магазинах.

  1. На основе нитролака. Используется НЦ-2141 или другой аналогичный. Нитролак разводится растворителем 647, в соотношении 1 к 0,4. Колеруется художественной масляной краской или строительным колером. Краситель добавляется понемногу до достижения нужной интенсивности цвета.
  2. На основе клея БФ-2. Клей разводят вдвое ацетоном, колеруют любым красителем на спиртовой основе. Это может быть паста для шариковой ручки или другая краска. Эмульсию размешивают в стеклянной посуде, пробуют на стекле. При необходимости добавляют краску до достижения необходимой интенсивности.
  3. На желатиновой основе. 5–6 гр желатина заваривают 200 мл горячей воды до консистенции клейстера и добавляют краситель для ткани. Рисунок из такой краски требует закрепления нитролаком.

Кроме красок для работы понадобится контур. Это специальная густая паста для обрисовки границ узора. Она имитирует металлические рамки для кусочков смальты в рисованных и заливных витражах.

Контур

Контуры-рельефы изготавливаются на водной основе, продаются в тубах. С их помощью рисунок обводится контуром, который затем заполняется красками. Может использоваться и для создания объёмного рисунка.

Контуры для витражей

Витражные контуры могут использоваться для создания объёмного рисунка

Дома контурную пасту можно приготовить на основе клея ПВА. Для этого понадобится 50 мл посудного ПВА, 20—30 мл натуральной чёрной туши (лучшая — голландская), 30—40 гр серебрянки или бронзовой пудры.

В клей при постоянном помешивании вводится тушь, а затем пудра, до получения сметанообразной консистенции. Такую пасту готовят по мере необходимости, она не хранится. Перед применением каждый раз перемешивают. Мастера наносят её кисточкой, формируя валик, новичкам удобнее пользоваться кондитерским шприцем.

Необходимые инструменты

Для изготовления витражей с применением разных техник требуется специальный инструмент. В рисованной и заливной технике его понадобится минимум:

  • линейка;
  • карандаш;
  • маркер по стеклу;
  • кисточки;
  • деревянные палочки или зубочистки.

И конечно же, изготовление витража невозможно без трафарета рисунка. Как его сделать, рассмотрим подробнее.

Трафарет для витража

Подходящий трафарет можно приобрести в специализированном магазине или у художника, занимающегося витражами. Но гораздо интереснее изготовить трафарет самостоятельно, подобрав подходящий эскиз.

Не выбирайте эскиз со множеством деталей и пустотами, на готовом витраже такой рисунок будет смотреться неряшливо.

Изображение можно скачать из интернета и просто распечатать в нужном масштабе, учитывая размеры будущего витража. Или взять понравившуюся картинку, открытку и увеличить до необходимых размеров.

Фотогалерея: образцы трафаретов для самостоятельного создания витража
Цветочный эскиз
Цветочные мотивы никогда не выходят из моды и подходят для любого помещения
Трафарет с цветочный рисунком
Детали трафарета пронумерованы для удобства раскрашивания витража
Эскиз цветка с решёткой
Решётка дополняет цветок и придаёт рисунку законченный вид
Эскиз с птицами
Птицы — ещё один неустаревающий сюжет для витража

Пронумеруйте детали рисунка одинакового цвета. Это поможет вам не ошибиться при раскрашивании.

Как увеличить рисунок
  1. Расчертите рисунок на клетки со стороной не более 1 см.
  2. Пронумеруйте получившуюся сетку по вертикали и горизонтали.
  3. Снимите размеры с витражного стекла.
  4. Перенесите размеры на бумагу.
  5. Разметьте лист по количеству клеток на рисунке.
  6. Начертите на листе сетку в соответствии с разметкой.
  7. Поклеточно перенесите изображение с открытки на бумагу в увеличенном масштабе.
  8. Готовый рисунок можно подкорректировать, изменить цвета.

Если вы владеете навыками рисования, узор можно создать самостоятельно. Для этого перенесите размеры будущего витража на лист бумаги и разметьте контуры расположение узора. Рисуйте простым карандашом, чтобы была возможность исправить неточности.

Выбирая изображение, учитывайте, что при увеличении могут пострадать его пропорции. При необходимости расчертите рисунок не квадратами, а прямоугольниками.

Прорисуйте детали, у вас должна получиться цельная картина. Готовый рисунок обведите по контуру шариковой ручкой или тонким маркером.

Аппликация
  1. Перенесите размеры стекла на бумагу.
  2. Вырежьте фрагменты рисунка из журнала или плаката. Главное, чтобы они подходили по размеру.
  3. Расчертите линии фона, имитируя кусочки смальты.
  4. Схематично нанесите линии будущего рисунка, отметив места для вырезанных частей.
  5. Наклейте фрагменты.Создание трафарета

    Трафарет можно создать методом аппликации

  6. Подкорректируйте изображение, добавив деталей.

Подготовив всё необходимое, можно приступать к изготовлению витража. Позаботьтесь о том, чтобы рабочая поверхность была ровной, и помните, что при неосторожном обращении стекло может разбиться.

Изготовление витража: пошаговая инструкция

  1. На подготовленный трафарет уложите стекло так, чтобы их края совпадали.
  2. Тщательно обезжирьте стекло спиртом, ацетоном или уксусом. Просушите поверхность сухой тряпкой без ворса.
  3. Перенесите контуры рисунка с трафарета на стекло специальным исчезающим маркером. Если у вас есть опыт в рисовании, линии можно наносить сразу контуром или контурной пастой.Нанесение контура

    Нанесение контура требует аккуратности и точного глазомера

  4. Дайте контуру просохнуть, иначе рисунок смажется.
  5. Теперь осталось только заполнить пустоты рисунка красками. Делается это тонкой кисточкой или прямо из тюбика. Тюбики готовых красок снабжены удобным носиком.Нанесение красок

    Краски на витраж наносятся кисточкой или при помощи насадки на тюбик

  6. Краска наносится от краёв к центру. Не страшно, если во время работы краска попала на контур — подправьте её деревянной палочкой или зубочисткой. После высыхания специальные краски становятся прозрачными и контур проступит сквозь них.
  7. Если рисунок предусматривает цветовые переходы, более светлые или тёмные тона наносятся после базовых. Их можно смешать или растушевать с основными при помощи зубочистки.
  8. Образовавшиеся в процессе работы пузырьки также удаляют при помощи зубочистки.
  9. Дайте готовой картине полностью просохнуть. Некоторые краски требуется дополнительно покрыть нитролаком, обратите на это внимание. Такая информация указывается на упаковке.
  10. Остаётся только вставить витраж в раму.Готовый витраж

    Витраж можно вставить в раму

Чтобы обезопасить себя от порезов, края стекла перед работой можно предварительно оклеить малярным скотчем.

Видео: мастер-класс изготовления витража заливной техникой

Освоив расписную и заливную техники, можно попробовать себя в английской плёночной или технике фьюжн. Это потребует больших расходов, материалов и навыков, но ведь оно того стоит.

Фотогалерея: несколько идей для размещения витражей в интерьере

Создание витражей — занятие творческое и увлекательное. Простейшие витражи под силу сделать даже детям. И пусть ваше произведение не будет похоже на шедевры мировой живописи, но они привнесут в ваш дом оригинальность и частицу вашей индивидуальности.

Ирина Васильева Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 48 лет. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Витражное стекло: форма и содержание

Стекло является одним из древнейших материалов, известных человечеству. За свою многовековую историю стекло претерпело ряд изменений, превращаясь то в мутные, неправильной формы фигурки, то в ослепительного блеска статуэтки, то в орнамент витража, а то и просто в прозрачную пластинку, пропускающую свет в жилище. Сегодня стекло — один из незаменимых для человека материалов, находящий свое вполне утилитарное применение, в том числе при изготовлении мебели или столярных изделий.

Археологические раскопки в Египте и Передней Азии позволяют сделать вывод, что со стеклом человечество познакомилось примерно 6000 лет назад. Первые изделия были из непрозрачного стекла, преимущественно — украшения с использованием также малахита и бирюзы. На рубеже нашей эры стекло становится прозрачным, однако пройдет еще немало столетий, прежде чем оно обретет привычный для нас вид.

На протяжении большей части истории стекла изделия из него производились исключительно вручную, и лишь лет сто назад машинное производство позволило коренным образом повысить объемы его выпуска, существенно снизив его стоимость.

Один из способов применения стекла сегодня — использование его для изготовления мебели, сделанной из прозрачных, тонированных и матовых стекол с тщательно обработанными кромками, а также фурнитуры. Отражая душу художника, его видение мира, мастерство, изделия из стекла гармонично дополняют любой интерьер и подчеркивают стилистику его решения — от классических мотивов до современного поп- или техностиля.

Современные стекла могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, люминисцировать под воздействием гамма- или ультрафиолетовых лучей, пропускать или поглощать лучи определенной части спектра и т. д.

Попробуем кратко рассмотреть основы художественной обработки листового стекла, относящегося к так называемому строительному стеклу, причем остановимся на наиболее трудоемком процессе обработки стекла — создании витражей.

Витраж  — это декоративная орнаментальная или тематическая композиция, изготовленная из кусков разноцветного стекла, заполняющая оконный проем. Сначала витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов. Позже в виде витражей начали выполняться гербы городов в городских ратушах и других зданиях общественного назначения.

Слово «витраж» происходит от франц. vitre — «оконное стекло». Кроме разноцветного стекла, использовались стекла, расписанные красками. В качестве последних широко применяли тонкорастертые смеси оксидов металлов (меди, железа и др.) с легкоплавким стеклом. Смеси замешивались на воде, вине или растительном масле и в виде кашицы наносились на стекло. После высыхания расписанное стекло подвергалось обжигу при умеренной температуре. По описанию монаха Теофила, в XII в. витражи изготавливались следующим образом. Заранее нарезанные и хорошо подогнанные друг к другу куски цветного стекла обертывались по краям полосками свинца. Обернутые куски раскладывались на столе и плотно подгонялись один к другому, а затем свинцовые перемычки спаивались припоем из сплава олова и свинца. Спаивание проводилось с обеих сторон. В дальнейшем технологии изготовления витража претерпевали ряд изменений, и сегодня существует несколько витражных школ.

КЛАССИЧЕСКИЙ СВИНЦОВЫЙ ПАЯНЫЙ ВИТРАЖ

Этот способ отражает технику наборного сочетания пластинок стекла и выполняется на основе Н-образного свинцового профиля. Он создает рисунок, в который запаиваются нарезанные или отлитые по шаблонам кусочки стекла. Классический свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла, что позволяет создавать монументальные витражи больших объемов. Наличие нескольких видов свинцового профиля, различного по толщине, делает возможным создавать как значительные по величине работы, так и миниатюрные композиции.

ТЕХНИКА ТИФФАНИ

Способ является разновидностью наборного витража и разработан в начале XX века американцем Луисом Камфортом Тиффани. Он позволяет создавать композиции, включающие мельчайшие детали: кусочки стекла оборачиваются узкой медной фольгой (фойлом) и спаиваются друг с другом оловом. Небольшая толщина витража, изготавливаемого по технологии Тиффани, позволяет создавать довольно большие (до нескольких квадратных метров) монолитные композиции, отличающиеся легкостью и прочностью. Эта же технология дает возможность создавать объемные предметы дизайна интерьеров — торшеры, бра, светильники, люстры, вазы и многое другое. Можно сказать, что это самая кропотливая техника, требующая большой точности, аккуратности и знания свойств материала.

ФАЦЕТИРОВАННЫЙ ВИТРАЖ

Это — техника создания композиции из предварительно ограненных, фацетированных кусочков стекла. Такая композиция носит исключительно орнаментальный характер. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света), требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Стекла скрепляются между собой посредством блестящего, «позолоченного», латунного профиля, который гораздо прочнее любого другого. А за счет того, что фацетированное стекло идеально подогнано по рисунку и зачастую закреплено в профиле с помощью специального клея, прочность витража позволяет использовать его, например, в остеклении дверей без какой-либо дополнительной защиты. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает витражам особенно привлекательный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

ТЕХНИКА ФЬЮЗИНГА

Способ относится к технологиям так называемых «бесшовных» витражей. Это — техника сплавления стекла (от английского fusing — плавка, слияние), которая позволяет создавать элементы и витражи, не требующие соединительного металла. Кусочки стекла спекаются друг с другом в специальной печи, образуя рельефную и монолитную композицию.

ТЕХНИКА ХИМИЧЕСКОГО МАТИРОВАНИЯ СТЕКЛА (ACID-CRAFT GLASS)

Способ позволяет при помощи химических препаратов делать поверхность стекла матовой, мелкозернистой и непрозрачной, наносить на поверхность фактуру, напоминающую изморозь (или текстуру сахара). Используя оригинальные шаблоны, с помощью химического матирования можно создавать на поверхности стекла достаточно сложные изображения и орнаменты. Получаемое при этом изображение практически «вечно», не боится механического и химического воздействия, его невозможно смыть или соскоблить.

ТЕХНИКА ГЛУБОКОЙ ОБРАБОТКИ СТЕКЛА (CURVED GLASS)

Такая техника обработки листового стекла, прозрачного или цветного, предполагает удаление части материала глубоким пескоструйным воздействием с помощью сжатого воздуха и абразива. В результате в толщине обычного листового стекла создаются объемные композиции абсолютно любой тематики и направленности — от сюжетных до орнаментальных. Более мелкие детали могут прорабатываться с помощью гравировки и химического матирования. Применение специальных витражных красок и «холодной» росписи по стеклу в технике «airbrush» позволяет добиваться необычайно красивых визуальных эффектов.

РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ («GLASSPAINTING»)

Специальные французские, немецкие и итальянские витражные краски используются для «холодной» (безобжиговой) и «горячей» (требующей обжига) росписи по стеклу. В одних случаях эта техника добавляет витражам оттенок старины и рукотворности, в других — (например, совместно с матированием или глубокой пескоструйкой) позволяет достигать необычных цветовых эффектов, ярких и неожиданных.

ПАКЕТНЫЙ ВИТРАЖ И ПСЕВДОВИТРАЖ

Классический витраж — дело очень хлопотное. Каждый элемент надо точно вырезать, обточить в размер, учесть припуски на окантовку, согнуть по размерам и форме отдельных деталей окантовку, собрать конструкцию и спаять ее элементы между собой, а в результате попасть с готовым изделием в необходимый габарит. К витражу предъявляются также требования и по провисанию — именно эта характеристика показывает, насколько качественно выполнен витраж.

Современные мастера витражного искусства используют специальные технологии и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами — они прекрасно имитируют классическую окантовку как по прочности, так и по цвету. При этом вся конструкция становится гораздо легче и прочнее. Обычно выполненный такой техникой витраж наклеивается на цельное прозрачное стекло, в результате чего получается работа, мало чем отличающаяся от настоящего классического витража. Если используется два прозрачных стекла — сверху и снизу, получают так называемый пакетный витраж.

Для изготовления пленочных витражей (псевдовитражей) художник сначала разрабатывает необходимый рисунок, вводимый в память компьютера. Затем на плоттере вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки, которые впоследствии собираются в единый рисунок и наклеиваются на стекло. Для имитации шинки (металлической полоски, фиксирующей отдельные элементы витража) используют самоклеющуюся жилку, которая бывает разной толщины и разных цветов. В псевдовитраже также могут использоваться специальные текстурные пленки и фигурные элементы из фацетированных стекол, что улучшает вид изделия. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый и наиболее дешевый.

На самом же деле с использованием одной-единственной технологии витражи изготавливаются довольно редко. Все большей популярностью как у изготовителей, так и у потребителей пользуются комбинированные витражи. Они наиболее оригинальны, и получают их путем комбинации самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраска керамическими красками.

элегантность и практичность в изысканности

Витражное стекло ранее было уделом роскоши и показательного шика в оформлении интерьеров. Фактически купить витражные стекла не представлялось возможным, а создать витражные стекла под силу лишь искусному мастеру стеклодуву. Благодаря современному развитию новых технологий и общедоступности на витражи, любое помещение может заиграть в новых красках и вспыхнуть былой роскошью царских покоев.

Витражи в интерьере: причины популярности

Стилистика современных дизайнерских интерьеров выказывает множество деталей, перенесенных из покоев далекого прошлого. При этом многие фрагменты получили совершенно новую сферу применения. К таким деталям можно отнести балдахины, резную мебель, и прочее. Среди всего интересного и изящного убранства, каждый способен отметить витражные стекла, как особый декор.

Витражи в восточном стиле

Витражное стекло в былые времена использовалось исключительно в качестве отделки оконных проемов. Немного позже витражами стали украшать потолочные проемы, тем самым впуская в помещение загадочный блик света. И не каждому такая роскошь была доступна.

На сегодня витражи на стекле, благодаря развитому современному производству, могут использовать потребители с разным уровнем достатка. Если витражные окна не столь популярны, то витражные вставки в двери, арочные отделки, обособленные перегородки, и цельностеклянные конструкции имеют высокий уровень потребительского спроса.

Витражные межкомнатные двери

Существует масса причин, которые поспособствуют выбрать именно витражные вставки для межкомнатных и входных дверей. Как правило, декоративное остекление используют для проемов перекрытия гостиной или же кухни. Популярность же отделки либо витражных вставок обуславливается рядом явных основных причин:

В любой из вариаций и фантазийного подхода при подборе рисунка для витражей, межкомнатные витражные двери создадут в строении уникальнейшую атмосферу. Именно потому декоративные вставки все без исключения дизайнеры рекомендуют использовать на пути световых лучей.

Витражное панно

Свет, проходя сквозь проемы, оставляет неповторимый блик цветов в интерьере, а сам узор как будто оживает. Ничто так не выглядит прекрасно и торжественно, как вспорхнувшая ввысь витражная птица, превратив вход в помещение во врата в рай.

Технологии осуществления мечты

Вставка витражного стекла в межкомнатные двери

Витражные вставки стекла в межкомнатных полотнах могут быть использованы в совершенно различных размерах и формах. При этом рисунки могут быть созданы в цельных объектах или же дублированными. Витражи привлекательны и завораживающие, но о таких стеклах стоит знать немного больше даже самому неприхотливому потребителю. Ведь при создании расписных стекол могут использоваться совершенно разные технологии, которые наделены отличимыми качествами.

Обработка и отделка стекла для вставок в межкомнатные двери может воспроизводиться несколькими способами:

  1. Панно с зеркальным отливом.
  2. Пескоструйный способ обработки стекла.
  3. Фьюзинг.
  4. Фотовитражи (витражная пленка) – технология нанесения фотоснимка либо рисунка.
  5. Витражи наливные.
  6. Витражные стекла Тиффани.
  7. Витражная роспись по стеклу, где используют специальные витражные краски.

Стекла при любой из технологий изготовления могут быть созданы прозрачными либо специальными, заглушающими световой поток. Стиль, техника исполнения витража и эффект проницаемости полностью зависит от заказной позиции и пожеланий. Красота и эстетичность росписи вне конкуренции даже с резными межкомнатными изделиями, а повсеместная доступность является основополагающим фактором выбора.

Фасад, окна и двери из витражного стекла

Каждая из техник сделает интерьер уникальным, но не исключительно все техники обещают долговременно радовать постояльцев. Всего лишь несколько технологий создания витражей гарантированно качественно обеспечат красоту и многогранность: витражная техника Тиффани, фьюзинг и наливной витраж.

Техника создания заливного витража

Относительно своих возможностей, технология создания заливного (или наливного) витража, абсолютно уникальна.

Техника заливного витража

Наливная техника может воссоздавать не только классического вида аналоги витражей, но и имитировать витражные стекла Тиффани. Все дело в использовании исключительно ручного труда ( или же специального станка) и полимерных красок.

Автоматизированный процесс создания заливного витража

Создать в домашних условиях заливной витраж практически невозможно. И не только потому, что не у каждого имеется специальный станок для автоматизированного нанесения контура рисунка, пара рук либо художественный уклон полета фантазии.

А потому, что диапазон цветов художественных полимеров, которые использует мастер, приобрести для одной вставки в межкомнатную дверь, не представляется возможным.

По своей сути, техника доступна каждому, кто наделен от природы терпением и огромным опытом мастерства. Главной особенностью, в отличие от аналогичных техник, является наличие на поверхности стекла рельефного, имитирующего металлическую протяжку, контура. Если разобрать процесс на этапы, то это выглядит так:

  1. Создается в полную величину эскиз рисунка со всей расстановкой тонов, цветовых решений, и даже полутонов.

    Эскиз заливного витража и витраж в готовом виде

  2. Специальным образом подготавливается в качестве основы стекло. Да-да самое обычное стекло нужных размеров. Поверхность его тщательно промывается и обезжиривается.
  3. Далее стартует сам процесс работ: под стекло на ровную поверхность укладывается готовый красочный эскиз, который с ювелирной точностью прорисовывает мастер на стекле. Все детали рисунка выполняются полимерной специализированной краской, после высыхания, которая не смешивается с соседствующими цветовыми пигментами.
  4. Далее будущий витраж оставляется для просыхания. После этого каждая из деталей росписи заливается красками и лаком.

Техника подобного декорирования стекла без подхода настоящего художника вряд ли выполнима. Именно потому наливной витраж весьма ценен с точки зрения ручного труда. При всем этом, витраж в такой технике создания наделен устойчивостью к воздействиям негативных факторов окружающей среды, прочен и весьма долговечен.

Диапазон наливного витражного декорирования обширен, и купить витраж для вставки не представляется проблемой. Многие домашние стеклянные поверхности в интерьере допустимо отделать именно наливной техникой.

«Спекание» настоящего витража: фьюзинг

Фрагмент витражного стекла фьюзинг

Витражное стекло, созданное по специальной технологии фьюзинг, уникально и не подвергается старению. Цвета и орнаментальные решения сохраняются навсегда в двери с витражами. Английское слово «fuse» и задало название технике, ведь его значение заключается в «плавке» либо в «спекании».
Фьюзинг стекло запекается в специальной печи под воздействием температуры в 800 градусов. Металлических креплений в данной технологии создания витражных полотен нет. Именно потому стеклянная поверхность получается совершенно однородной:

  • В основе фьюзинга закладывается стеклянный лист полотна, на поверхности которого выкладываются кусочки стекол.
  • Тандем высокой температуры печи и эстетично уложенных кусочков разноцветного стекла, создает уникальную палитру узоров.

Витражная вставка в межкомнатные двери в технике фьюзинг

Процесс выделки подобного изделия недоступен в домашних либо кустарных условиях, именно потому на такие витражи цена довольно высока.

Витражная техника Тиффани

Ни одна из техник витражного искусства не обрела столь высокого потребительского спроса и популярности, как витражи Тиффани.

Витраж в технике Тиффани и фьюзинг

В классическом виде технология витражного искусства нам знакома давно. Ведь люстры Тиффани, светильники для кухни Тиффани, да и любые фрагменты стекла Тиффани, востребованы и выставлены для всеобщей доступности обывателей.

Создаются витражи Тиффани наборной техникой, которая известна веками. Ранее для набора отдельных стеклышек использовался свинцовый прут. Изделия небольших размеров создать наборным способом не представлялось возможным. Масштабные полотна, которые очень удобно было создать свинцово-паечным образом, не имели большого спроса. При этом спаечные работы со свинцом довольно опасные из-за вредных испарений. Именно тогда Луис Тиффани и поставил на поток предложение вместо свинцового прута использовать ленту из меди.

В авторской технологии витражи Тиффани могут быть созданы в комбинации меди и свинца, где каждый стеклянный фрагмент оклеивается медной фольгой. А сам процесс спаивания отдельных деталей производится посредством использования олова.

Техника создания витража Тиффани

На протяжении многих веков витражи создавались из самых разнообразных видов стекла. Многоцветные вариации сложных сюжетов Тиффани создавались посредством использования мельчайших деталей и разнообразной росписи красками. Декоративная способность различного стекла в сумме с разнообразными добавками, благодаря Луису Тиффани, повысилась.

Несколько видов особого стекла стали визитной карточкой именитых изделий. Хоть данные виды и не были прямым изобретением Луиса.

Известное многим опаловое стекло (либо стекло Тиффани) несколько напоминает окрас самого камня опала. Добавки к стеклу, делает его мутнее, но наделяют эффектным преломлением световых потоков.
Обычная остывающая крошка из металла, использующаяся в качестве присыпки на иризирующем стекле, наделает поверхность металлическим блеском. Блик такого фрагмента стекла делается более объемным.

Иризирующие и опаловые стекла на фрагменте витража Тиффани

Витражи своими руками, подобные Тиффани не получится сделать в домашних условиях в первобытном виде. Но и упорства нашему брату не занимать. Поэтому, небольшие фрагменты в стиле арт-нуво, можно воплотить в жизнь. При этом стоит знать, что наличием специального стекла, медной фольги, нельзя будет удовлетвориться. Для того, дабы сделать витраж Тиффани, желательно иметь хотя бы инструмент для ломки стекла и его резки, шлифовальную машинку для него же, паяльник, олово, стальной либо латунный профиль для создания рамки, флюс, патину и прочее.

Бюджетные варианты классики

Конечно, существует множество способов имитирования витражных поверхностей: самоклеющаяся пленка с витражным рисунком, пескоструйная обработка и прочее.

Художественная витражная роспись по стеклу

К слову сказать, псевдовитражи имеют даже некую степень преимущества перед настоящими витражами:

  1. Не натуральный витраж в разы дешевле обойдется, при этом эскиз допустимо менять чуть ли не каждый год по мере надоедания либо по причине смены стиля интерьера.
  2. Искусственные витражи более прочные, сравнительно с наборными витражными полотнами из кусочков.

    Межкомнатные двери в витражными вставками

  3. Благодаря современным технологиям, отличить настоящее произведение искусства от ненатурального изделия простой обыватель просто не сможет. Стеклянным поверхностям искусственным образом могут предаваться грубоватости.
  4. Благодаря пескоструйной технике обработки стекла, витражные рисунки могут быть различного объема и глубины, а стоимость на много ниже.
  5. Стоит отметить универсальность псевдовитражных изделий, которые могут вписываться в любые помещения с любым дизайном. Обуславливается данный факт огромным количеством предложенных цветовых решений и стилистически различных оформлений.

Витражи в интерьере

Витражные двери прекрасно украсят интерьер и создадут особую атмосферу относительно освещенности. Краски витража озарят пространство и позитивно повлияют на настроение обывателей и гостей дома.

(Ваш голос будет первым)

Загрузка…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о